Категории
Разное Статьи Резьба по кости Некоторые сведения об искусстве резьбы по кости в Бирме

Некоторые сведения об искусстве резьбы по кости в Бирме

Побывав в Бирме (современное название – Мьянма) в XIII веке, знаменитый путешественник Марко Поло писал, что в этой стране в изобилии водятся слоны, носороги и другие дикие животные. Однако исторические доказательства использования бирманцами слоновой кости для резьбы появляются лишь в середине XIX века. Британцы, завоевав южные области страны, называемые Нижняя Бирма, отправили в 1855 году дипломатическую миссию в независимую Верхнюю Бирму. Дипломаты провели там шесть недель, собрав обширную информацию о географии, природных ресурсах, торговле, архитектуре, искусстве и культуре Бирмы. В своих отчетах они представили всего лишь два упоминания о слоновой кости, первое о том, что этот материал добывали в двух районах штата Качин на севере. Второе было посвящено описанию приспособления, похожего на маленький перочинный ножик, использовавшегося представителями высшего сословия, чтобы прятать волосы под торжественный головной убор.

Самое древнее бирманское изделие из слоновой кости хранится в Национальном Музее в городе Янгон. Это - кресло, изготовленное для короля Тибо в 1878 году по случаю его восхождения на престол. В этом же музее экспонируются королевские мечи с рукоятками из слоновой кости и буддийские священные манускрипты, написанные на костяных пластинках в XIX веке.

Сопоставив исторические данные и устные рассказы жителей Бирмы, историки пришли к выводу, что искусство резьбы по кости зародилось здесь в 60-х годах XIX века во время правления короля Миндона. Родоначальниками этого искусства были братья U Oh и U Hmyin, а также мастер U Maun, проживавшие в городе Мандалай. Бирманцы рассказывают также о мастере по имени U Saya Ohn из Рангуна, который обучал молодых резчиков по кости.

резьба по кости в Бирме

Резьба по кости, называемая на бирманском языке «sinswe pan pu» получила развитие от искусства  «pan pu» - резьбы по дереву. Весьма вероятно, что резчики по дереву стали получать заказы на изготовление изделий из слоновой кости от королевского двора и буддийских храмов. Развитию резьбы по кости в Нижней Бирме способствовало присутствие в стране английских и индийских торговцев. Зажиточные индийцы использовали скульптуры из кости в религиозных целях и для украшения интерьера. В Великобритании костяные изделия пользовались огромным спросом, однако британцы предпочитали покупать более утилитарные предметы, например, гребни, мундштуки для сигарет, рожки для обуви, ножи для бумаги.

После падения королевской династии в 1885 году резчики по кости остались без королевского покровительства. Тем не менее, они были обеспечены заказами, поскольку Мандалай заняли английские войска, и в городе поселились британцы. В конце  XIX – начале ХХ веков косторезные мастерские появились в городах Моулмейн и Пьинмана. Сохранились сведения о самом авторитетном резчике из Моулмейна – мастере U Maung Nyaing, работавшем в 1890-е годы. Он использовал от восьми до двенадцати пар бивней в год, из которых вырезал шкатулки для лекарств и украшений, рамы для картин, ручки для посуды, шахматные фигуры и кресла.

Оккупация Мандалая войсками Японии во время Второй Мировой войны стимулировала развитие косторезного искусства, так как у японцев изделия из кости пользовались большим спросом. В этот период в Мандалае работало около 56 резчиков, изготавливавших различные изделия для японских покупателей. Началось постепенное разделение резчиков на производящих украшения и функциональные предметы, и мастеров, создающих изделия религиозного назначения.

С 1970-х годов по 1996 год правительство Мьянмы, как стала называться Бирма, поддерживало искусство резьбы по кости, в частности, проводились аукционы слоновой кости, в 1996 году было организовано соревнование резчиков. В 1996 году Мьянма еще не присоединилась к конвенции CITES, поэтому экспорт изделий из кости осуществлялся на законных основаниях. Такая политика вызвала резкую критику со стороны мирового сообщества, в результате чего в 1997 году Мьянма присоединилась к CITES. Правительство прекратило финансирование соревнований косторезов, начались преследования нелегальных торговцев слоновой костью. Законной осталась только покупка бивней умерших домашних слонов. Популяция домашних слонов в Мьянме находится на достаточном уровне для обеспечения материалом для резьбы при условии отсутствия увеличения спроса и контрабандного экспорта слоновой кости из страны.

Резьбой по кости по традиции занимаются только мужчины. Бирманцы считают, что у женщин недостаточно силы, чтобы заниматься этим видом искусства. Абсолютно все изделия изготавливают вручную, электроинструменты используют крайне редко и только для полировки. Многие бирманские косторезы являются наследниками семейных династий, происходящих от четверых отцов-основателей, о которых уже рассказывалось выше. Начинающие резчики проходят курс обучения в течение нескольких лет. Мальчиков принимают в ученики в возрасте 10-12 лет, им поручают несложные задания, например, изготовление палочек для игры в le gon jin и полировку костяных браслетов и четок. Они наблюдают также за работой квалифицированных мастеров. В возрасте 14-15 лет ученикам разрешают практиковаться в резьбе по мягким породам древесины. Тем, кто продемонстрировал успехи в резьбе по дереву, разрешают изготовить несложное изделие из кости. Обычно первое такое задание дают молодым людям достигшим 17-18 лет, тонкую детализацию сделанных ими работ выполняют квалифицированные резчики. Наиболее сложную резьбу выполняют только самые опытные мастера. Мужчинам старше 60 лет редко поручают выполнять тонкую детализацию, так как для этой работы у них недостаточно хорошие зрение и твердость рук.

Чтобы стать экспертом, мастер должен освоить пять традиционных направлений резьбы. Первое из них, hathi, заключается в изготовлении фигур животных, как правило, слонов. Второе направление, gumbi, предполагает создание персонажей бирманской мифологии. Третье, na yi – вырезание женских фигур, четвертое, ka noke – изображение стеблей, бутонов и цветков лотоса, пятое – создание скульптур Будды. Некоторые резчики, не желающие овладевать всеми пятью направлениями, концентрируются на одном или двух из них.

В Бирме сформировалось два стиля резьбы по кости. Первый – формальный стиль, использующийся для резьбы религиозных персонажей, исторических деятелей – правителей и военачальников. Второй стиль – неформальный и натуралистический, применяющийся для изображения обычных людей и сюжетов из жизни.

Самым популярным персонажем для резьбы является Будда, которого изображают стоящим, в полулежащем положении, сидящим в позе лотоса. Часто изображают несколько Будд, сидящих на покрытом резьбой бивне, и эпизоды из джатак (повестей о прошлых жизнях Будды), вырезанные на бивнях или пластинах. Нередко героями резных произведений становятся архат Shin Thi-wa-li, генерал Pan Du Hla, представители королевских семейств, мифологические существа. Большим спросом пользуются также изображения богини сострадания Гуань Инь, Будды Майтрейи, Смеющегося Будды. Клиенты из Франции и Тайланда иногда заказывают резьбу на эротическую тему, в частности, изготовление копий скульптур, привезенных клиентами.

Отзывы

Отзывов пока нет. Чтобы стать первым - войдите или зарегистрируйтесь.

Смотрите также